Логотип, фирменный знак, эмблема, — все эти термины часто рассматриваются как синонимы, что вполне допустимо в разговорной речи. Но если мы касаемся вопросов правовой охраны, то необходимо использовать верную терминологию.
В данной статье мы поговорим о регистрации логотипа, то есть того оригинального визуального изображения, которое ассоциируется в нашем сознании с компанией, с тем, что она производит или предлагает.
Логотип — своеобразный гарант уникальности товара или услуги, который свидетельствует о качестве предлагаемого продукта, защищает его от несанкционированного копирования и является частью имиджа предприятия.
И тот, и другой термины применяются для идентификации производителей и их продукции и часто употребляются как синонимы, хотя таковыми не являются.
Логотип — это не юридическое, а маркетинговое понятие, термин «товарный знак» же относится к правовому полю, он подлежит обязательной регистрации и защищается законом.
Отдельная регистрация логотипа не производится. Но можно зарегистрировать логотип в составе товарного знака с одобрения Патентного ведомства.
Регистрация логотипа — это возможность получить правовую защиту элемента имиджа и позаботиться о том, чтобы репутация предприятия не была испорчена третьими лицами.
Если логотип зарегистрирован в Роспатенте, то другие компании не смогут его использовать без вашего ведома, иначе им грозят серьезные санкции.
Зарегистрированные логотипы могут быть внесены в реестр ТРОИС, в котором указаны объекты интеллектуальной собственности.
Если на рынке всплывут товары-подделки с вашим лого, то они будут изъяты из оборота, а их изготовители и поставщики — подвергнуты судебному разбирательству.
После регистрации в Роспатенте логотип можно будет продать, передать по наследству и даже заложить.
Если лого зарегистрировано, то вы можете передавать право на его использование по франшизе или лицензии, целиком либо частично (например, для размещения на товарах определенного класса или для применения на конкретной территории).
Нарушитель, который незаконно пользуется чужим логотипом, может получить штраф в размере до 5 000 000 руб., и, кроме этого, наказание по статьям гражданско-правового и уголовного кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях.
Можно. Но велика вероятность того, что ваши конкуренты будут более осмотрительными, и тогда все усилия, которые вы потратили на формирование имиджа компании и завоевание доверия потребителей, окажутся тщетными.
В городе О. на протяжении нескольких лет выпускало халву маленькое местное предприятие. Но однажды на рынке появился аналогичный продукт с таким же названием.
Собственник предприятия искал правды во всех инстанциях, но оказалось, что используемое им название уже зарегистрировано за конкурентом. Так предприниматель потерял раскрученный бренд и лишился всех объемов товара со спорной маркировкой.
Также вам стоит знать, что есть определенная категория людей, которых называют «патентные тролли»: они специально ищут успешные марки с незарегистрированными логотипами, чтобы взыскать с предпринимателя, который их использует, денежную компенсацию.
Кроме того, существуют сложности в использовании незарегистрированных логотипов для продвижения в медиа.
В первую очередь это касается названий на латинице, которые, согласно Закону о рекламе, должны быть обязательно зарегистрированы в Роспатенте и без соблюдения этого условия не могут использоваться на рекламных площадках — в газетах, журналах, в наружной рекламе, на телевидении и даже в сети Интернет.
Регистрация логотипа осуществляется через Роспатент; оформляется логотип не сам по себе, а качестве товарного знака, так как отдельной услуги по регистрации логотипа не существует.
Перед тем, как подать заявку на регистрацию логотипа, необходимо убедиться, что вы никак не нарушаете права других лиц.
Для этого нужно выяснить, нет ли у вашего лого избыточной схожести с другими знаками — причем как с зарегистрированными, так и с теми, которые на данный момент находятся в процессе регистрации.
Причём необходимо учитывать в каких именно видах деятельности, планируется использование логотипа.
Для этого надо правильно подобрать класс МКТУ с учётом корреспондирующих классов.
О том как правильно подобрать соответствующий класс, можно ознакомиться в нашем материале.
Если же, в процессе анализа существующих обозначений, обнаружиться сходство логотипов, но будут совершенно разные виды деятельности, по которым они используются, то в данном случае препятствий никаких не будет для последующей регистрации.
Что делать: используйте Сервисы Google и Яндекс.
Выберите «поиск по картинке» в строке поиска, кликните на значок фотоаппарата и загрузите файл с вашим логотипом. После этого в выдаче появятся все похожие изображения.
Плюсы: бесплатно, быстро.
Минусы: даже если схожие изображения нашлись, нет информации о том, являются ли они зарегистрированными. А если в выдаче пусто — это тоже ничего не гарантирует.
Что делать: разделите лого на составные части и проверьте каждую из них через самые известные стоки Shutterstock, VectorStock.
Плюсы: быстро, бесплатно, по всему миру.
Минусы: опять же, никаких гарантий, что найденные вами схожие образцы зарегистрированы в Роспатенте.
И наоборот — если сервисы не находят сходств, это еще не значит, что в Роспатенте нет подобных зарегистрированных или находящихся в процессе регистрации логотипов.
Да-да, наказать могут в том числе и за несанкционированное использование чужих шрифтовых гарнитур. Например, Артемий Лебедев зарегистрировал большое количество шрифтов и строго карает тех, кто их применяет без разрешения.
Что делать: отделите название от остальных элементов логотипа, уберите все лишние части и повысьте контрастность. Получившееся изображение загрузите на сайт Артемия Лебедева.
Плюсы: бесплатно.
Минусы: не очень быстро, и тоже нет никаких гарантий.
Что делать: выбрать сервис поиска по базе знаков, например поисковая система Роспатента.
На сегодняшний день, поисковый сервис Роспатента, является самой удобной системой.
Плюсы: быстро, бесплатно, гарантированно, так как поиск производится по базе зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок на регистрацию.
Что делать: искать через реестр ФИПС одним из двух вариантов — бесплатно или в соответствии с тарифом.
В первом случае можно поискать логотип в открытом реестре по названию, во втором — оформив запрос на проверку товарного знака.
Тариф на услугу зависит от того, какого вида обозначение необходимо проверить (словесное, графическое либо комбинированное), от количества классов, по которым будет вестись проверка, а также от того, насколько срочно вам нужна информация.
Плюсы: гарантированно.
Минусы: бесплатный вариант не предполагает возможности искать логотип по изобразительной части.
Платный — занимает около трех недель. Чтобы осуществлять проверку, необходимо выбрать нужные классы МКТУ (коды, присваиваемые торговым знакам).
В примере ниже приведены расценки ФИПС на поиск при условии, что клиенту уже известны классы МКТУ, по которым будет осуществляться проверка.
Всего их 45, из которых 34 приходится на товары, а остальные присваиваются услугам; если напечатать справочник МКТУ, то он займет примерно 1200 страниц.
Данные по уникальности логотипа получены и сомнений в его «чистоте» не возникает?
Поздравляем: видимо, вы вошли в те счастливые 5%, которые, по данным статистики Роспатента, могут регистрировать свой логотип без предварительных доработок.
- список классов МКТУ, по которым вы хотите зарегистрировать логотип;
Всего необходимо оплатить 4 пошлины: базовые (2) — при подаче заявки, регистрационные (2) — после получения положительного решения.
Например, чтобы зарегистрировать логотип по двум классам МКТУ, потребуется 35500 руб., из которых:
То же самое правило действует, если вы оформляете регистрацию с помощью патентного поверенного, у которого есть свой аккаунт на сайте Роспатента.
Оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним
Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свою дееспособность, и даю согласие на получение информации от Сервиса «Prilan», согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.
Образец квитанции
Как только Роспатент примет ваши документы, он присвоит вашей заявке приоритет, и с этого момента она будет находиться в более выигрышном положении по сравнению с поданными позднее.
В течение 30 дней в рамках формальной экспертизы ФИПС будет изучать поданные документы.
При необходимости с заявителем могут связаться дополнительно, чтобы запросить уточнения.
Отвечать нужно будет оперативно, иначе Роспатент может отозвать заявку на регистрацию.
Если все документы в порядке, то начинается самый долгий этап регистрации — экспертиза по существу, которая занимает около года. ФИПС также может обращаться к заявителю за уточнениями.
Если в процессе существенной экспертизы будут выявлены препятствия, которые затрудняют регистрацию логотипа, то специалист ведомства отправит уведомление с вопросами, ответы на которые будут учитываться при рассмотрении заявки.
Если все прошло успешно, то заявитель получает уведомление от ФИПС и может оплачивать оставшиеся пошлины.
После их уплаты будет выписано свидетельство, и с этого момента логотип будет считаться законно зарегистрированным.
Согласно утверждённому регламенту, срок регистрации должен составлять не более 18 месяцев и 2 недель.
Однако реальные сроки регистрации могут значительно отличаться, так как Патентное ведомство в последние годы, предпринимает все меры для сокращения сроков. Так стандартная процедура регистрации, может занимать от 6 до 8 месяцев.
К тому же, действует система ускоренной регистрации, которая может сократить весь процесс до 2 месяцев.
Право собственности на логотип в составе товарного знака будут действовать неограниченное количество времени, но необходимо продлевать каждые десять лет.
И стоит помнить, что правом на зарегистрированный логотип нужно пользоваться.
Если не применять его нигде в качестве товарного знака в течение трех и более лет, то любой желающий может подать в суд прошение о прекращении регистрации по причине неиспользования.
Оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним
Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свою дееспособность, и даю согласие на получение информации от Сервиса «Prilan», согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.