Что такое свидетельство на товарный знак? Подробное описание.

Регистрация товарного знака подтверждается свидетельством – официальным документом, удостоверяющим охрану исключительных прав владельца. 

Выдается оно после завершения всех регистрационных процедур. Рассмотрим, что представляет собой свидетельство, и как его получить.

Обязательно ли Роспатент выдает свидетельство на товарный знак?

Согласно ст.1481 ГК РФ, свидетельство выдается на товарный знак, который зарегистрирован в установленном порядке в Госреестре обозначений. В статье 1504 ГК РФ раскрывается, что за выдачу документа отвечает ФИПС. 

По умолчанию заявитель получает свидетельство в электронном формате в течение 1 месяца после завершения регистрации. 

Если заявитель хочет получить документ в бумажном виде, то придется изъявить желание – подать дополнительное ходатайство.

Свидетельство на товарный знак

Что включает свидетельство о регистрации товарного знака?

Содержание, форму и порядок получения свидетельства регулирует объемный Приказ Минэкономразвития от 20.07.15 №482

Согласно положениям акта (утвержденному Перечню), свидетельство на товарный знак включает следующую информацию:

- номер госрегистрации;
- изображение (воспроизведение) знака;
- данные о правообладателе;
- регномер заявки;
- дата возникновения приоритета знака;
- дата госрегистрации;
- дата истечения срока действия.

Еще при подаче заявки на регистрацию следует особое внимание уделить сведениям о заявителе, так как они позже будут включены в свидетельство.

Следует указать следующую информацию:

- полное название организации – заявителем выступает юрлицо;
- ФИО – заявителем выступает ИП;
- кодификатор страны или места жительства согласно стандарту ВОИС ST.3.

Следует также разграничить дату приоритета и дату госрегистрации.

Приоритет, согласно ст.1494 ГК РФ, устанавливается по дате подачи заявки.

Именно с указанного момента возникает охранный статус исключительных прав владельца.

Примечательно, что приоритет может быть установлен и другими способами:

- Выставочным. Если знак, к примеру, демонстрировался на выставке, и есть доказательства, подтверждающие это, то при подаче заявки можно указать более раннюю дату приоритета — период самого выставочного мероприятия.

- Конвенционным. Если юрлицо или предприниматель ранее уже подавали заявку в рамках Парижской конвенции в любой стране-участнице, то Роспатент будет исходить из даты первоначальной заявки.

Таким образом, свидетельство о госрегистрации товарного знака включает всю важную информацию о факте прохождения государственной процедуры.

Нетрудно догадаться, как это поможет в будущем – у правообладателя появится возможность ссылаться на документ как доказательство даты возникновения и закрепления своих исключительных прав.

Как получить свидетельство на бумажном носителе?

Как уже было отмечено, свидетельство по умолчанию выдается в электронном виде, но заявитель может попросить и об оформлении документа на бумаге.

Для этого потребуется составить ходатайство о выдаче свидетельства на бумажном носителе.

Подавать ходатайство можно разными способами:

- лично обратиться в Роспатент;
- отправить почтой (г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, индекс - 125993);
- воспользоваться сайтом ФИПС fips@rupto.ru;
- воспользоваться Госуслугами.

Какой-либо строгой формы ходатайства нет – заявитель составляет документ в произвольном порядке.

Однако очевидно, что нужно указать всю информацию об уже выданном электронном свидетельстве – тогда Роспатент гораздо быстрее обработает ходатайство и примет решение о бумажном оформлении документа.

Важно: обязательно проверяйте сведения, указанные в выданном свидетельстве.

За устранение недочетов придется нести дополнительные расходы.

Кроме того, любая ошибка, в том числе небольшая опечатка, может быть в дальнейшем оспорена адвокатами вашего конкурента в суде, так как они будут ссылаться на факт того, что в свидетельстве указан вообще другой правообладатель.

Имейте также в виду, что в случае изменения любых сведений о правообладателе соответствующие правки должны быть внесены и в свидетельство, чтобы в будущем не попасть под оспаривание.

Здесь примечателен следующий момент: когда вносятся изменения или имеет место переуступка прав, то новое свидетельство не выдается — будет оформлен документ-приложение, который фиксирует изменения к свидетельству.

Плюсы и минусы свидетельства на бумажном носителе

Бумажный носитель имеет как свои преимущества, так и недостатки. 

Плюсы такого формата:

- потенциально свидетельство всегда может быть при вас – оно не исчезнет, если накроется сервер или будут иные проблемы с интернетом;

- маркетинговые преимущества — можно опубликовать свидетельство на своем сайте, что повысит доверие и лояльность потребителей;

- безопасность – опять же, похитить документ из архива куда сложнее, чем получить незаконный доступ к базе данных;

- меньше бюрократической волокиты впоследствии – если началось разбирательство, то можно сразу же подать свидетельство в качестве приложения к заявлению.

Есть и недостатки:

- ограниченный «тираж» - если потребуется несколько экземпляров свидетельства для разных ситуаций, то правообладателю нужно будет снова обращаться в Роспатент с ходатайством о выдаче дубликата;

- уязвимость – бумажный носитель может испортиться, намокнуть, порваться;

- неудобство – далеко не каждый будет готов постоянно носить его с собой.

Таким образом, вопрос оформления свидетельства на бумажном носителе решается исключительно правообладателем.

Если он – сторонник традиционного документооборота, то можно заняться оформлением дубликатов. Если же нет прямой необходимости предоставлять третьим лицам и органам бумагу, то можно ограничиться и электронной формой.

Зачем РЕГИСТРИРОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК? Что даёт регистрация товарного знака (торговой марки, логотипа)

Полезная информация

Примеры судебных споров по товарным знакам

Остались вопросы?

Крупные и широко известные бренды часто сталкиваются со сложностями в регистрации права на название в других странах или в своём государстве.

И приходится выкупить права на их использование у той компании, которая зарегистрировала ранее.

Apple стала первой компанией, которая вышла на рынок с новым продуктом под названием IPhone.

В 2007 году бразильские производители, выпускающие телефоны с 2000-го года, подали заявки на регистрацию в Бразилию, с названием G-Gradiente iPhone и получили регистрацию.

Apple подала запрос на регистрацию в Бразильский институт промышленной собственности с более поздней даты, и в результате, получила отказ.  

После того, как Apple выпустила свой первый iPad, она столкнулась с китайцами, которые в конечном итоге потребовали крупную сумму за передачу права.

В России также были и есть случаи споров по причине сходства названий.

Это связано с названием продуктов, которые были произведены еще в Советском Союзе.

После распада Союза в законодательстве возник правовой вакуум: кому принадлежит право на товар, и по какому праву.

Надо вспомнить судебные тяжбы Большого театра со швейцарской фирмой «Danceria», которые совместно использовали юридическое лицо под названием «Большой театр - Мастер», чтобы продавать балетные аксессуары.

В это же время фирма из Швейцарии зарегистрировала право собственности на «Bolshoj» в Швейцарии. .

После распада СССР, воспользовавшись ликвидацией российской компании, швейцарские бывшие партнёры, передали права крупной компании Mello Traiding AG, которая под одноимённым названием стала осуществлять поставки алкоголя в России в сети магазинов Дьюти Фри.

В результате долгих судебных процессов, Большому театру всё таки удалось зарегистрировать в России права монопольного пользования в том числе и по 33 классу (алкогольная продукция).
Важность мониторинга при использовании товарного знака
Мониторинг зарегистрированного товарного знака является важным инструментом для защиты прав владельца.

Это позволяет отслеживать использование торговой марки конкурентами и выявлять нарушения.

При своевременном выявлении нарушений можно предотвратить ущерб репутации и финансовым потерям.

Мониторинг также помогает сохранять эксклюзивные права на использование торговой марки и предотвращать ее использование другими компаниями без разрешения.

В целом, мониторинг зарегистрированного товарного знака необходим для защиты интеллектуальной собственности, сохранения конкурентных преимуществ и обеспечения успеха бизнеса.
Можно ли оценить права на товарный знак?
Товарный знак (словесное обозначение, логотип, бренд, эмблема), как и любой объект интеллектуального труда, можно оценить.

Процедура оценки товарного знака, как продукта нематериальной собственности более сложная, чем оценка материальной собственности.

В связи с этим, такая оценка может быть частично условная из-за применения методики оценки потенциального дохода.

Однако, эта особенность даёт ряд значительных преимуществ для использования в бизнесе.

Провести оценку и подготовить отчёт могут квалифицированные специалисты, обладающие лицензией с правом оценки бизнеса.

Преимущества оценки интеллектуальной собственности
В связи с особенности оценки интеллектуальной собственности, которые усложняют процесс определения конечной стоимости интеллектуального продукта, есть ряд значительных преимуществ, которые можно использовать в бизнесе.

Отчёт об оценке можно использовать:

- при увеличении уставного капитала компании;

- для целей увеличения капитализации предприятия;

- оптимизации налоговых вычет;

- получения кредитов;

- для передачи интеллектуальных прав по лицензии и франшизе;

- при продаже интеллектуальной собственности.

Остались вопросы?

Скачать документы

Пример Свидетельства на товарный знак
333.01 КБ Скачать
Пример международного Сертификата на товарный знак
202.95 КБ Скачать
Пример заявки на регистрацию товарного знака
770.97 КБ Скачать
Регистрация товарного знака - Презентация Prilan
2.15 МБ Скачать
474 24 04 2024
Акман Наталья Николаевна
Специалист по работе с клиентами Сервиса Prilan. Опыт работы в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность 7 лет. Сопровождение клиентов на всех этапах процесса регистрации.
Акман Наталья Николаевна
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос