АвтоВАЗ запустил e-Largus: высокие ожидания и сдерживающие факторы

25 сентября 2024 года АвтоВАЗ официально начал производство электрической версии Lada Largus, что стало важным событием для российского автопрома.

Электромобиль, получивший название e-Largus, доступен в двух модификациях — пассажирской и коммерческой.

Эксперты уже прогнозируют объемы продаж модели на 2025 год, однако мнения расходятся: от осторожных до оптимистичных оценок.

Основными покупателями модели видятся государственные структуры и компании, поддерживающие экологическую повестку.

Начало производства и первые планы

АвтоВАЗ начал выпуск e-Largus в Ижевске 25 сентября, запустив на конвейер как пассажирские, так и грузопассажирские версии автомобиля.

Запас хода составляет 420 км для пассажирской модификации и до 320 км для коммерческой, в зависимости от комплектации.

Как сообщил генеральный директор компании Максим Соколов, до конца 2024 года планируется выпустить от 100 до 200 автомобилей.

Дальнейшие производственные объемы будут зависеть от уровня спроса на электромобили, состояния зарядной инфраструктуры и мер государственной поддержки. 

АвтоВАЗ пока не озвучил официальные планы по объему продаж в 2025 году, однако независимые эксперты уже строят прогнозы, основанные на текущей ситуации на рынке электромобилей и динамике спроса на электрический коммерческий транспорт.

Прогнозы продаж на 2025 год


По мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, при сохранении льгот для электромобилей, продажи e-Largus в 2025 году могут достигнуть 2 тыс. штук.

Однако это оптимистичный сценарий, ориентированный в основном на корпоративных покупателей.

Льготы, такие как скидка до 925 тыс. рублей по программам льготного автокредитования и лизинга, должны стимулировать интерес бизнеса к этой модели.

Более осторожные оценки дают другие эксперты.

Владимир Беспалов из компании «Эйлер Аналитические технологии» прогнозирует продажи в диапазоне от 200 до 600 автомобилей в 2025 году.

Основной причиной низких прогнозов он называет высокую стоимость электромобиля и недостаточное развитие зарядной инфраструктуры в России.

Цена e-Largus и её влияние на спрос


Стоимость базовой комплектации e-Largus стартует от 2,99 млн рублей за фургон, что значительно превышает цену бензиновой версии Lada Largus (от 1,66 млн рублей).

Эксперты единодушны во мнении, что такая цена станет основным сдерживающим фактором для массовых продаж.

По словам Сергея Целикова из аналитического агентства «Автостат», данная цена «не является рыночной» для физических лиц, и спрос со стороны частных покупателей будет минимален.

Кроме того, бизнес, который является основным потенциальным потребителем e-Largus, скорее выберет бензиновую версию модели, полагает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.

Высокая ключевая ставка в России делает кредиты и лизинг менее доступными, а стоимость владения электрической версией, включая зарядку и обслуживание, превышает аналогичные расходы на бензиновую версию.

Кто станет основными покупателями?


Несмотря на высокую стоимость, e-Largus имеет шансы найти своих покупателей среди государственных структур и крупных компаний, которые активно поддерживают зеленую повестку и стремятся показать свою приверженность экологически чистым технологиям.

По мнению Максима Кадакова, основными потребителями модели могут стать региональные администрации, муниципальные службы и госкомпании, которым важно демонстрировать экологическую ответственность.

Эксперты также отмечают, что в южных регионах, таких как Краснодарский край, где активно развивается туристический и курортный бизнес, может возникнуть спрос на электрические автомобили, особенно в секторе перевозок.

Сейчас этот спрос в основном удовлетворяется китайскими электромобилями, однако появление отечественного конкурента может изменить ситуацию.

Конкуренция на рынке электрических LCV


Сегмент электрического легкого коммерческого транспорта (LCV) в России пока что остается малозаполненным.

Основными конкурентами e-Largus на этом рынке являются электрические версии «Газели» и EVM-PRO, которые превышают e-Largus по габаритам и ориентированы на другие потребности бизнеса.

Однако объемы продаж этих моделей также остаются небольшими.

По данным «Автостата», рынок LCV в России за первые семь месяцев 2024 года вырос на 28,4% и составил 57,1 тыс. проданных единиц, при этом продажи новых электромобилей увеличились в 2,1 раза и достигли 11,3 тыс. штук.

Несмотря на рост интереса к электромобилям, основную долю продаж по-прежнему составляют легковые модели, а не коммерческие.

Перспективы развития электрического транспорта в России


По мнению Владимира Беспалова, рынок электрических коммерческих автомобилей в России имеет потенциал для роста, однако развитие этого сегмента пока сдерживается высокими ценами и слабой инфраструктурой.

Сергей Удалов из «Автостата» добавляет, что для значительного роста продаж электрических LCV необходимо решить вопрос с удешевлением аккумуляторов и снижением ключевой ставки, что сделает кредиты и лизинг более доступными.

Таким образом, перспективы e-Largus на российском рынке зависят от множества факторов: от государственной поддержки и ценовой политики до улучшения зарядной инфраструктуры.

Пока что основными покупателями модели остаются государственные структуры и компании, активно поддерживающие экологическую повестку.

Заключение


Запуск производства e-Largus — важный шаг для развития российского автопрома и электромобильного сегмента.

Однако высокий ценник и слабая зарядная инфраструктура станут значительными препятствиями для массовых продаж.

Тем не менее, модель имеет потенциал в корпоративном секторе и среди государственных организаций, особенно при сохранении льготных программ и господдержки.

Статьи по теме
87 02 10 2024
Приходько Андрей Ильич
Специалист новостного раздела Prilan. Студент РАНХиГС при Президенте РФ, факультет экономических и социальных наук. Специализация: организация и сопровождение проектов
Приходько Андрей Ильич
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос